Коллеги, сегодня хотелось бы поговорить о грустном. Точнее, о неизбежном грустном, и как с ним бороться.
На прошлой неделе я был в Москве и встречался там с человеком, чьему мнению про финансы и рынки я безоговорочно доверяю. Так вот, человек с полной уверенностью прогнозирует повторение 98-го года (а то, говорит, и хуже) на январь-февраль грядущего года.
Давайте посмотрим, чем это может обернуться в нашей индустрии? Да, в общем, тем же, чем и в любой другой - массовыми увольнениями и закрытиями компаний.
То бишь, что нужно делать сейчас, когда осталось три-четыре месяца?
1. Нужно оказаться в компании, которая выживет после кризиса (как вариант: ИТ-отдел или проект которой выживет после кризиса).
Если компания дышит на ладан, у нее один большой непонятный заказчик, или вы работаете в ИТ-отделе, условно говоря, обувного магазина, то ваше будущее может пострадать. Бюджеты на ИТ в несофтовых компаниях в условиях кризиса режутся только так. Компании, у которых нет запаса прочности и которые сидят на непонятных заказчиках, тоже становятся историей. Проекты, которые не приносят деньги, сливаются со скоростью слива.
Поэтому если видите, что компания или проект - сейчас не очень, то новую работу лучше начать искать прямо сейчас. Не дочитывайте вторую часть статьи, лучше сначала напишите резюме и отправьте его в пять контор, которые, по вашему мнению, не пострадают.
Потому что когда случится кризис, и на рынке окажутся сотни и тысячи специалистов, вы со своим резюме сможете только затеряться.
2. Нужно стать тем человеком, которого уволят в последнюю очередь.
Когда мы начинали работать в Интеле в нашем проекте было 19 менеджеров. Через 4 года из них менеджерами остались я и еще пять человек. Большую часть сократили, остальные стали инженерами. И это случилось, только когда компания немного проиграла долю рынка своему конкуренту.
Грядущий кризис будет серьезней. Я не удивлюсь, если сокращения будут очень жесткими. Единственный способ их избежать - быть тем человеком, которого уволят в последнюю очередь.
Если у вас нет ощущения, что вы таковым человеком являетесь, то сейчас самое время перестать сидеть на печи и заняться саморазвитием и самопродвижением внутри компании.
Вот как-то так. Тема невеселая - это минус. А плюс в том, что есть еще три-четыре месяца, а это много. Если делать.
На чем базируется все же это ожидание глобального пиздеца и именно в январе-феврале? Парабеллум вот тоже почти в каждом посте про это пишет. А все же, хотелось бы увидеть тут пост об надвигающейся ситуевине, которой всех пугают.
Для эксперта главное чтобы описанная ситуация оказалась хуже чем есть на самом деле, что бы сказать - ну вот слава богу, не оправдалась. А если окажется хуже - скзать ну я же говорил ![]()
Нарядли все будет настолько серьезно. У банков деньги еще есть. В реальном секторе экономики долбанет по тем предприятиям, инвесторы и банки с которыми они работают находятся за рубежем. Читай покупатели за бугром. В России будет не все так плохо. Произойдет перераспрделение денежных средств. На самом деле это кризис доллара как мировой валюты, одна страна такую кучу денег обеспечить не может. рубль достаточно обеспечен и доверие к нашм банкам есть. Деньги у них тоже есть. Но как всегда подстраховаться стоит - так на всякий случай.
Мне нисколько не сомнительно, что все развалится. Ну смотрите да денег стало меньше в обороте, да многие компании сворачивают проекты в том числе IT. У всех снижается денежный поток, все не просто замедляется, а тормозит, уволят ВСЕХ. Будем опять заниматься охотой и собирательством, как наши далекие предки …
wizard October 6th, 2008 at 09:49
Второй пункт очень спорный. Есть ли смысл метать бисер?
В приснопамятном 98-м многие, кто были уволены первыми зачастую оказывалиь в более выигрышном положении, чем те, кто продолжал доказывать свою “незаменимость” и остался.
Вы вообще представляете эту ситуацию. Например в отделе пять человек - троих должны уйти. Как вам такая обстановочка?
2 wizard - никто людям заранее не говорит, что трое должны уйти. Или говорят, но за неделю до того как. Так вот, когда эта неделя настанет, метать бисер или не метать - решать уже будет поздно.
По поводу стоит ли метать… В 98-м оставшиеся без работы сидели без нее месяцами.
И это при том, что что в тот момент российские программисты были дешевы как кролики, и к нам перли аутсорсить проекты со страшной силой. Ну, то есть, конкретно в сентябре-конце 98-го все как-то опасались, зато потом как поперло…
Сейчас-то кто попрет? Какие компании к нам придут? Откуда возьмется такое количество вакансий, чтобы устроить тысячи людей, оказавшихся на улице?
2 GariK - для эксперта главное предупредить, что возможно, и сказать. что делать.
Проблема с нашей индустрией в России состоит в том, что на ней очень много американских компаний, и вообще зарубежных заказов и аутсорсинга.
Сценарий возможен, например, такой. В Питере закрывается пара филиалов американских ИТ-контор, плюс из крупных аутсорсеров сливают проекты пачками. На улице, допустим, 1000 программистов и менеджеров.
А ИТ отделам в Газпроме или ВТБ вполне возможно ничего не грозит.
galogen October 6th, 2008 at 22:29
Страшно, если такое произойдет. Но … кризис затронет всю экономику, или эти тенденции распространяются на ИТ-компании только?
В чем это будет выражаться? девальвации рубля? резком обнищании масс?
acoolaum October 7th, 2008 at 09:54
Имхо, забугорным компаниям будет более выгодно свернуть свою деятельность в штатах. Нежели сворачивать свою деятельность в Питере.
Мне кажется, что разговоры про кризис это буржуйский писк. Мне тех людей которые потеряли состояния абсолютно не жалко. То, что они начинают через сми пиарить о своей беде пусть пиарят, эта последняя попытка справоцировать народ отдать им последние деньги.
Пусть лучше конкретно долбанент что бы потом тех людей которые в банках работают и придумывают эти идиотские грабительские схемы кредитования и штрафования со страхованием можно было под отдельную новую статью оформить.
2 acoolaum - это не совсем так. Зарплаты в Штатах больше, да. Но уже совсем не на порядок. Иногда даже меньше 2х раз.
Содержание небольшого офиса в России обходится ОЧЕНЬ дорого. Ну и есть еще масса всяких конъюнктурных вопросов. Типа где сидят самые критичные проекты - обычно они в Штатах сидят. И пр.. и пр.
2 Андрей. Точка зрения понятная, но проблема в том, что долбанет по всем. Это сейчас долбит сильно по инвесторам. Но уже начинает долбить и по тем, у кого ипотеки и кредиты. Да и увольнять с работы будут не только банковских служащих.
2 galogen - да понятно, что всю экономику. Но мне ИТ компании ближе, пишу про них.
Про девальвацию рубля - не знаю.
2 epicure - я не экономист. Но когда мне грамотные люди, которым я доверяю, говорят, что пора - я начинаю думать, чем это обернется и что надо делать.
brain1999 October 8th, 2008 at 12:16
Согласен с заметкой. Хочу только сказать - уже НАЧАЛОСЬ. Ещё потихоньку… но уже
Dennis October 9th, 2008 at 19:59
Я бы порекомендовал тем, кто хочет остаться в ИТ, посмотреть на bisiness critical проекты и участвовать в них.
К примеру, security всякое и защита информации вряд ли потеряют актуальность при любом кризисе. А вот Forex applications, коих немеряно - скорее всего…
А что делать с нехваткой IT специалистов? Сейчас идет провал рождаемости 90-х.
“Разруха - она в головах”.
Провал рождаемости начался году так в 91. Соответственно из-за него сейчас на рынке острый дефицит 16-17-летних специалистов.
не думаю. что демографическая яма будет оказывать сколь бы то ни было ощутимое влияние раньше чем через 3-5 лет. К тому времени уже и кризис кончится.
Клуб Успешных Менеджеров Программистов » Blog Archive » Разъяснения про кризис October 16th, 2008 at 10:01
[...] Первый пост про кризис вызвал оживленную реакцию коллег. По нему я получил, пожалуй, больше всего комментариев. Не все из них прошли модерацию :), но судя по всему, тема многих волнует, поэтому я решил написать поясняющий пост. Своеобразный FAQ. [...]
2admin: Согласен, немного погорячился. Самые лутшие эксперты - это те которые работают в отрасли (в данном случае в финансисты) и которые на этом делают деньги. Но они то наврядли будут просто так раздавать всем направо и налево свои прогнозы
Все остальные, наблюдатели, которые только подогревают обстановку своими мнениями (в какой то мере это относится и к нам:)). Те кто работает на российские компании (телекомы, газпромы и прочие нефтепромы) впринципе боятся нечего, покрайней мере в обозримой перспективе. Всякого рода интеграторам - тут уже все зависит от клиентуры. Офшорникам придется хуже всего, тут уже паника наблюдается и спад. У нас в Сибири еще народ пачками не выгоняют, но среди IT спецов уже наблюдается некотороя нервозность. Опять же все зависит от клиентуры организаций. В прошедшие полгода наблюдался кадровый голод. Очень сложно найти спеца на зарплаты которые предлагают по регионам. Народ в основном подался в крупные города типа Москвы, Спб и Нска.
Клуб Успешных Менеджеров Программистов » Blog Archive » Что делать, что делать? November 23rd, 2008 at 12:54
[...] надо. А так - что делать, в принципе было обозначено в первом анти-кризисном посте. Попробуем тему раскрыть. В этом нам помогут [...]
Последние коментарии