По поводу статьи про разнотипных Вась поступило замечание от слушательницы. В том духе, что на своей предыдущей работе она так и делала. В результате чего имела жгучую любовь со стороны начальства, и примерно такую же жгучую ненависть со стороны коллег, которые представляли собой непродвинутых Вась. Быть продвинутым Васей - тяжелая моральная доля, заключала слушательница.
Типа - выскочек никто не любит. Поэтому либо не выскакивайте, либо выскакивайте, но ходите подальше от стен домов и пейте по вечерам корвалол.
Замечание хорошее. Хотя в статье про продвинутых Вась мы говорили, какое поведение надо поощрять у сотрудников. А тут про то, что делать, когда ты сам себя ведешь продвинуто, а тебя коллеги хотят задушить. Но замечание все равно хорошее и к месту. Тем более, что потом поступили и еще комментарии в таком же духе.
На самом деле, давайте прямо скажем, что все совсем не так мрачно.
Нужно всего навсего познакомиться с наукой stakeholders management, в просторечии “управление заинтересованными лицами”. Думаю, на эту тему мы еще не раз поговорим, но если вкратце, то ваши коллеги - сюрприз! - тоже люди. У них есть свои цели, интересы и ожидания от вас.
Пойдем дальше - еще больший сюрприз! - у вас с вашими коллегами есть отношения! Что, нет отношений? Да нет, есть, только никакие (см. “очень плохие”).
Так вот, к чему я веду. Любовь или ненависть со стороны коллег - она зависит от того, как вы с ними выстроили/выстраиваете отношения. Выстроили хорошие отношения - будут вашу васе-продвинутость воспринимать с уважением. Выстроили плохие - будут считать вас выскочкой.
Поэтому, в любой момент времени (да, можно прямо сейчас) нужно сесть и проанализировать, какие у вас отношениями с коллегами. С плохими отношениями и двигаться вперед будет тяжелей (см. “интриги”), и жить как-то… опасней для нервов. С хорошими - ну вы сами понимаете.
Второй момент. Выступая продвинуто, нужно все-таки быть осторожным. Чтобы не наступить на хвост коллегам. У них есть свои цели. Кстати, возвращаясь, к науке stakeholders managements, знаете ли вы про цели своих коллег?
Третий момент. Взять на себя больше ответственности, решить проблему - это очень хорошо. Приписать все заслуги себе - это очень плохо (даже если вы и правда сделали 90% работы). Крайне помогает в отчете начальнику поблагодарить всех, кто помогал вам (даже, если человек сделал 1%, а вы 90%).
Вот например, обнаружили вы, что проблема в компоненте соседнего менеджера. И долго (неделю!) пытались добиться от него разумного ответа, когда они ее починят. А долбаный менеджер юлил, уходил от ответа, но в итоге через неделю таки выдавил из себя оценку.
Так и пишете своему начальнику (в СС стоит юливший менеджер):
- Павел Сергеич, проблема действительно оказалась в компоненте Хэ. Спасибо Семену Аркадьевичу, который потратил массу времени на исследование проблемы. Мы ожидаем, что сможем ее разрешить к пятнице, 13-го.
Вот “спасибо Семену Аркадьевичу” очень помогает наладить с ним отношения. И самое смешное, что в следующий раз он будет помогать гораздо охотней.
Потом вы с ним подружитесь, попьете пива, расскажете ему про продвинутых Вась, и обратите еще одного человека в нашу продвинутую веру.
не могу я работать с непродвинутыми коллегами, чья радость в том чтобы “отсидеть” своё время а при этом еще и хвалить их типа они работают… да ну в жо
Здравствуйте, Александр!
Самое интересное то, что большая часть вопросов поднимаемых Вами, касается не столько IT области, сколько управления людьми в целом. Приятно познакомиться!
admin June 29th, 2008 at 20:40
2 Ира
- Доктор, помогите мне. Я гажу коллегам, а они обижаются и всем коллективом устраивают мне обструкцию!
- Так перестаньте им гадить и все наладится.
- Ой доктор, я так не могу.
admin June 29th, 2008 at 20:41
2 Сергей
Взаимно!
Вопросы и правда, по большей части, общечеловеческие, но поскольку я менеджил и менеджу в ИТ, то прикладываю к нам. Ну и примеры оттуда же.
любопытно все это и очень познавательно
michaelselehov February 19th, 2009 at 12:53
Гы. Если б не пост про спамботов, я б это и не прочитал, т.к. ты тогда еще в ЖЖ не постил
Собственно к посту: надо не забывать древнюю народную поговорку: “Товарищу Стаханову за подвиг Партия дала медаль, а друзья-шахтеры - пи…”
Если уж хочешь быть таким выскочкой (даже в хорошем смысле слова), лучше не пересекаться с теми, кто попу рвать не любит. Надо помнить, что сколько бы ты ни хвалил своих коллег, с них, глядя на тебя, начнут спрашивать больше. И это никому никогда не понравится…
Не пересекаться - да, но не всегда получится. Я как бы про то писал, что надо с ними отношения нормальные поддерживать. Тоже жеж люди.
michaelselehov February 19th, 2009 at 20:43
“Тоже жеж люди.”
Это “выскочки” могут оказаться “тоже людьми”. Но редко.
Да ладно, все люди. Просто ценности у всех разные. Кому-то важно карьеру сделать и чего-то достичь. Кому-то важно ровно на заднице сидеть, чтобы его не трогали.
michaelselehov February 20th, 2009 at 11:05
“Кому-то важно карьеру сделать и чего-то достичь.”
Ну да. И достигается это чаще всего по головам… Так что люди-то конечно все, вот только не всех людей мы любим…
Я тебя умоляю. Пытаюсь вспомнить хоть одного знакомого менеджера в нашей индустрии в знакомых компаниях, кто бы шел по головам - не могу вспомнить. Либо не шел, либо уйти не получалось.
Чаще все-таки сидят на попе ровно.
michaelselehov February 20th, 2009 at 12:37
Так те, который сидят, те и не ходят по головам. Ходят те, кому “важно карьеру сделать”…
Ну расскажи про какой-нибудь пример. Интересно ведь.
У меня по твоим словам сложилось впечатление, что ты придерживаешься точки зрения, что те, кто хотят сделать карьеру, обязательно идут по головам. И я с этим я строго не согласен.
Хотя тут еще надо определить, что такое “идти по головам”. Плести интриги против коллеги - это плохо.
А вот уволить сотрудника-раздолбая? Или сократить нормального сотрудника, потому что режут позиции? Это “идти по головам”? А что думают уволенные сотрудники? Наверное, они плохо думают.
В моем понимании “идти по головам” - это делать неэтичные вещи. Делать жесткие вещи, которые могут быть непонятно окружающим - это, извините, иногда является необходимостью. И это “хождением по головам” я не считаю.
Все примеры, которые мне известны (Серега Егоров, Sun; Леша Дмитриев, Motorola и многие другие) - на мой взгляд, это очень этичные ребята. Но иногда им приходится быть жесткими. И это не так плохо, как может показаться.
michaelselehov February 20th, 2009 at 17:25
А ты перечитай с начала. Речь идет о т.н. “выскочках”, т.е. людях, ставящих свою карьеру выше личной жизни, и противопоставляющих себя (зачастую конфликтно) тем, кто предпочитает работать для жизни, а не жить для работы. При наличии такого “выскочки” в группе, все его коллеги начинают испытывать дискомфорт. В первую очередь связанный с повышением требований (можешь назвать “ожиданиями”, если хочешь). Во вторую - кто там любит обязательный процент “раздолбаев”?
Заканчивается такое “выскакивание” либо удачно для всех - “выскочку” переводят наверх и все вздыхают свободно, либо неудачно - народ постепенно уходит сам или не сам. Т.к. “наверху” мест не то чтобы много, удачный вариант может долго не происходить. Начинает сбываться неудачный.
Таким образом, из-за карьеры одного пострадают многие.
michaelselehov February 20th, 2009 at 17:27
А, ну и как третий вариант: “нормальные” люди вынуждены будут начать пахать. Дальше - нервная переутомленность -> повышенная раздражительность -> пипец семье -> пипец всему.
Таки пример менеджера-выскочки приведешь или нет?
Че-то я пишу про одно, ты читаешь другое. Наверное, так пишу.
Речь в посте идет о том, как строить отношения с коллегами, у которых другие ценности. Тебе хочется рвать и метать на рабочем месте и вкладывать в работу, а им главное, чтобы их не трогали. Как раз же вроде и написал, что важно не противопоставлять себя конфликтно.
А если ты посмотришь в первую статью про 5 различных Вась (http://www.happy-pm.com/blog/?p=62), то там вообще не про ценности, а про отношение к работе. Люди, которым на работу и коллег положить, и которые ради ленятся хоть что-то сделать ради работы и коллег, извини, не вызывают у меня симпатии. Даже если им положить потому, что “у них помимо работы другие интересные интересы”.
И чем раньше таких людей уволят, тем лучше будет всем. И им же самим в первую очередь.
А тебя послушать, так этак мы скоро будем жалеть начальников, которые крепко держатся за свои кресла и не дают из-под себя никому вылезти. Тоже, блин, свои ценности - ах, какие они несчастные…
George May 12th, 2009 at 20:44
Александр, позвольте полностью не согласиться с Вами ![]()
В команде, наверное, нужны люди с разными поведением: и те, что легко загораются новыми идеями, и те, кто доводит дело до конца.
Но, как мне кажется, вопрос в том, как их правильно расставить. И если они (т.е. и продвинутый Вася в том числе) расставлены неправильно – то и возникает «нелюбовь от коллег».
Т.е. если такая ситуация возникла – это косяк руководства в первую очередь, а потом уже «конфликтное поведение» (не, не спорю – бывает и наоборот – но очень редко, и это обычно клинические случаи).
И поэтому бесконфликтным поведением ситуацию не исправить. К сожалению, здесь единственные вариант – смена работы. Или к счастью.
2 Geroge. А мы разве друг другу противоречим?
В статье про продвинутых Вась речь шла об отношении к работе (”моя хата с краю”, “подожду, авось само рассосется”, “сделал свое и подумал на ход вперед” и т.д.), а не о различных психотипах (”загораются новыми идеями”, “доводят дело до конца” и т.д.). ИМХО, это не проблемы расстановки сотрудников, это могут быть проблемы отбора или же истории команды.
От неправильной расстановки, конечно, тоже конфликты случаются. Абсолютно согласен. И то, что они не лечатся бесконфликтным поведением - тоже согласен. Хороший пойнт, спасибо.
Последние коментарии