• Делать проекты – вот что надо делать

    Posted on April 14th, 2010 Александр Орлов No comments

    Денис Войханский опубликовал отличный пост на тему того, что проектная деятельность, это хорошо. Для тех, кто читать не любит, ключевые мысли:

    Нужен ownership, без него дела не будет. Чтобы был ownership нужен проект. Там где его нет – придумываете. Спускайте вашу стратегию (идею семейства проектов, продуктов) «вниз» на подпроекты.

    Не надо целей «-12% время ожидания фикса запросов», надо «этот двигатель сделал я, человек, купивший машину, будет видеть моё имя и будет благодарен мне».

    Личная ответственность за результат – она накладывает и придает. :) В общем, очень правильная штуковина.

    Для читателей из стран, где нет доступа к Живому Журналу, весь пост Дениса приведен ниже.

    Про проекты и проектную деятельность

    Денис Войханский

    По мотивам кастов Саши Орловаи Славы Панкратова, про проекты и цели.

    Согласен с мыслью камрадов, что нам сильно повезло, что мы занимаемся проектной деятельностью. Проектами. Проект это такая штука замечательная, когда есть Value to People, когда есть цель, значимая, достижимая, которую в нормальных условиях, хочется достигать и пм-у и команде. Это на самом деле очень многое. Это то, на основе чего строится работа, ключевая штука ownership.

    Вспомнился фильм Thank you for Smoking (один из моих любимых), там VP Компании, которая занималась лобби сигарет, говорил «чуваки, всё ведь сделано уже за вас, сигареты классные, дешевые, к ним привыкают, они нравятся людям».

    У нас тоже самое. Value to People уже есть. Цель очевидна.

    А представьте операционную деятельность. Когда вы делаете одно и тоже постоянно, регулярно. Ведь как сложно в этом случаи сформулировать персональную цель, значимую для человека и команды. Так сложно зажечь. Да ладно зажечь других. Сложно самому «поджигать» себя. Это объективно сложно, вне зависимости от человека.

    Что может быть целью?

    Чтобы не было проёба? Чтобы какой-нибудь параметр удовлетворенности людей вырос на 3% ? Или там удои коров выросли. Вот жешь.

    Если взять предположение что жизнь это игра, то можно взять одну из классификаций геймеров, зачем мы играем. Мы ит-ки, люди логические, играем, как правило, ради челенджа, соревнования, мы что называется «ачиверы». Нам в операционных делах сложно. Есть другие люди, не такие как мы.

    Что делать?

    Для начала несколько примеров.

    Когда в Маранелло собирают машины, красненькие такие, феррари, то за сборку двигателя, надо сказать ну очень крупного узла, отвечает один человек. Так же, есть человек, который отвечает за сборку всей машины, он ходит по конвейеру вместе с ней и следит за всем. В машине есть табличка этого человека, купив ее, вы знаете имя и фамилию человека кто отвечал за нее.

    В одном из советских фильмов было. Могу детали попутать. Отравили универ, вместе с профессорами на картошку. В мешках с картошкой потом нашли визитки профессора. На него наехали типа «что за самодеятельность». На что он ответил «Я специалист с зп в 500 рублей в месяц, меня послали собирать картошку, я отвечаю за любой продукт, который я произвожу».

    Здесь нет проектов. Проект по определению это уникальная деятельность. Машины и двигатели собираются одинаковые. Но. Здесь мы добавляем четкую осязаемую цель – вот этот двигатель, вот эта машина. Почему это работает лучше, чем какой-нить показатель «+6% к надежности двигателей». А потому что можно «включить визуализацию». Вот этот конкретный автомобиль, вы представите себе водителя этой машины, как он будет счастлив на ней кататься, он будет смотреть на ваше имя, и будет благодарить вас. Пусть у вас нет денег на эту феррари, но вам будет благодарен этот человек. Вы и есть это феррари. Вы часть феррари. Для водителя – феррари это вы. Феррари великолепен (предположем), а это машина – это вы. Именно вот эта машина. Пусть она одна из тысяч.»

    И даже если у вас не проект, а мешки с картошкой, то поступайте как профессор, персонализируйте работу. Мысль «я отвечаю за любой продукт, который произвожу» мне кажется крайне полезной всем. Я сам стараюсь так жить. Если я готовлю себе или Алесе есть, то я стараюсь это сделать хорошо. Если я решил заняться боксом, то мне хочется сделать это хорошо. Так устроен человек, мы получаем удовольствие, если мы можем спокойно хорошо сделать свою работу и достичь значимого желаемого результата, для себя, или других людей.

    Помните, я как-то рассказывал про RapidM и то, как я боролся с суппортом этой системы. Не осознано, я персонализировал работу, у меня в итоге был один и тот же программист, которого я сумел сильно вовлечь в разработку нашей игры. В результате появился ownership, человек не оказывал суппорт, не делал операционную деятельность с целью «уменьшить время ожидания запрос на 15%», а он делал игру, вполне конкретную, которая, вероятно, ему даже нравилась, в отличие от всего того фуфела который делал сама компания Ojom, мне, вероятно, удалось на этом «сыграть».

    Так что же делать с этим всем?

    Внедрять проектный подход, везде, где это только можно.

    Банки, нефтянка, розница, наш ит естественно, любая организация, везде нужны проектные офисы и нужны проекты. Есть, скажем так, не сильно квалифицированный «операционный труд розницы», а есть куда более квалифицированные ребята, которые делают сложные вещи, внедряют проекты. Проекты, которые сильно улучшают жизнь всей организации.

    Еще один пример. Очень он мне нравится. Старбакс. Никогда не замечали, какой у них flow работы?

    Вы подходите, говорите, что хотите заказать, называете ваше имя, платите деньги, и отходите чуть в сторонку пока второй человек готовит кофе. Кофе может готовиться разное время, можно заказать много кофе «для офиса», время ожидание заказа очень разное. Людей, которые напитки готовят, может быть больше одного. Затем, когда кофе готово, говорится «Гранде Лате..Дэннис…». Ага, это моё, подходите и забераете кофе. Это крайне эффективная схема. И главное вы чувствуете себя намного лучше, да вы ждете, но у вас уже приняли заказ, и вот он уже готовится, пусть даже не супер быстро. И вроде бы очевидно, что так и нужно.

    Вы будите удивлены. Люди, которые работают «на местах», занимающиеся одинаковой операционной деятельностью, не всегда настолько квалифицированы, что могут оптимизировать такие процессы. Будите следующий раз в вашей кофейне, особенно если вы не в США и не в Европе, обратите внимание как вам будут готовить кофе. Велика вероятность, что там Flow обслуживания в разы менее эффективен. Он стандартен, тот, кто принял заказ, он кофе и готовит, пока не закончил, следующий заказ не будет принят и процесс не будет закончен. А я стою сзади, еще не придумал что хочу, заказ у меня не приняли понятное дело, вижу как готовят 5 штук кофе для девушки где-то передо мной и думаю «а не свалить ли мне, а..»

    У МакДоналдса такая же схема. Кто-то придумывает и отлаживает схему. А потом вы, или кто-то другой, покупает отлаженный бизнес как франшизу, и открываете у себя ваш Double Coffee.

    К чему это я. Нужен проектный офис, нужен кто-то умный, кто, посмотрит на это всё сверху, либо просто опыт принесет откуда-то, от конкурентов, или с других сфер, и сможет внедрить изменение во всех 10-ах тысячах кофейнях старбакса. Обучит людей, сделает так, чтобы это всё реально работало на местах и приносило пользу.

    Наша деятельность, как мне кажется, должна быть максимальна проектна. Ведь если посмотреть сверху, то наши компании создавались под конкретную цель, идею. Наши стратегии они очень конкретны, мы хотим осязаемые вещи. Мы хотим побить геймлофт или WoW, отьесть у них игроков. Мы хотим реализовать вот такую идею, это может быть либо просто проект, либо большая линейка продуктов. Мы денег берем под что-то очень конкретное, иначе их нам просто не дадут. Нам нужно спускать цели вниз, так, чтобы люди, все-все люди, видели эти проектные цели. Нам нельзя чтобы от проектов, от Value to People оставалась «бесформенное месиво» вроде «наша цель это на +12% больше удовлетворенность людей от картошки, или от феррари». Это «месиво» не даст ownership, не удастся поддерживать сильное желание что-то делать, действительно вкладываться, пробивать головой стенки и безразличие людей, там, где это необходимо.

    Чем меньше у вас проектных целей, тем хуже дела. Где проектных целей меньше всего? Мне кажется, в государстве. В бюрократических организациях. Не является ли это ключем их безразличия к вам?

    Как же я много букв написал. Давайте теперь тоже самое, но коротко:

    Нужен ownership, без него дела не будет. Чтобы был ownership нужен проект. Там где его нет – придумываете. Спускайте вашу стратегию (идею семейства проектов, продуктов) «вниз» на подпроекты.

    Не надо целей «-12% время ожидания фикса запросов», надо «этот двигатель сделал я, человек, купивший машину, будет видеть моё имя и будет благодарен мне».

    P.S. Мне очень нравится идея делать игры. Мне кажется, что игры приносят людям пользу. Я сам получаю от игр пользу. Пользу и радость. Но знаете. Я стараюсь не делать игры для «миллионов». Мне очень хочется, чтобы игра нравилась нам самим, команде, чтобы наши дети, чтобы Лешка, Егор, Эмма, получали от нее удовольствие. А мы вместе с ними. Если в игру будут играть и миллионы, чтож, я буду только рад. Нам всегда очень сложно делать игры, если наша аудитория не такая как мы, но я думаю, мы здесь с вами не сильно отличаемся.

    ny 2010 emma FP from Denis Vaihanski on Vimeo.

    Leave a reply

    You must be logged in to post a comment.